Псих_Школьные проблемы медлительных детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Школьные проблемы медлительных детей

 

 

 

 

ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

 

Не все медлительные деть одинаковы. Медлительность бывает разной, и разными могут быть причины, ее вызывающие.  Это может быть медлительность, вызванная врожденными, в том числе и наследственными, особенностями нервной системы, высшей нервной деятельности. Такие дети, как правило, медлительны во всем: в играх и в еде, в речи и ходьбе, в любых движениях.

Медлительных детей нередко считают ленивыми, плохо соображающими, неспособными, но оцениваются при этом не реальные способности детей, а их возможность поспевать за определенным темпом работы.

В начале обучения в школе это обычные дети, мало отличающиеся от сверстников, просто таковы особенности  их нервной системы, обусловленные  наследственностью и жизненным опытом.

Индивидуальные особенности нервной системы ребенка достаточно четко проявляются уже в 5-6 лет. В основе индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения и торможения, и их различных сочетаний. Многие родители говорят о характере ребенка, но (характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а темпераменте ребенка, так как характер только у ребенка складывается. А темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются еще до школы в виде основных компонентов, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Именно, эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, ее интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию, то есть все то, что имеет большое значение при обучении, и то, что в конечном итоге определяет, медлительный ребенок или нет.

Существует несколько типов нервной системы: сильный, неуравновешенный тип - холерический темперамент; сильный, уравновешенный , подвижный -  сангвинический темперамент; сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – флегматический темперамент; слабый, неуравновешенный – меланхолический темперамент.

Следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются редко. И в каждом человеке, в том числе и у детей, сочетаются черты разных типов.

Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются в деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Дети с сильным типом нервной системы могут долго и напряженно работать или играть, у них, как правило,  высокий эмоциональный тонус, устойчивое (в пределах возрастных возможностей) внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Эти дети достаточно быстро переключаются  на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы.

Дети со слабым типом нервной системы, напротив, вялы, замедленны во всех действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются, у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать.

Наибольшие сложности испытывает медлительный ребенок, когда он начинает обучаться в школе. К сожалению, система обучения не рассчитана на медлительных детей.

На первом этапе, этапе адаптации (приспособления) к школе может не быть каких-то специфических трудностей письма, чтения и др. Но следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Он может сильно уставать, может жаловаться на головные боли, может измениться его поведение (он может стать чрезмерно активным, суетливым или, наоборот, еще более вялым, заторможенным). Постарайтесь разобраться, в чем причина. Возможно, ребенок просто устает от непосильного темпа работы и очень старается все успеть, что дается ему высокой ценой. Возможно, он уже начал отставать, понимает это и расстраивается, огорчается. Продленка не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно, если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований, но появляются специфические трудности в процессе обучения письму и чтению.

Сложно медлительным детям, в силу своих индивидуальных особенностей, они не могут программировать свое действие, составить его «план». В таком положении оказываются те дети, которые имеют какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие контролировать и управлять своими движениями.

 

 

  Но особая трудность в том, «что, как и писать», возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не успевают воспринять эту информацию, не успевают переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти дети словно не видят конфигурации буквы, соотношение ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, - первый шаг в обучении. Однако, медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается. Главное для него – УСПЕТЬ, НЕ ОТСТАТЬ. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а проблема «не успел» будет возникать все чаще. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап обучения при чрезмерной скорости письма сокращается пауза. Таким образом, форсирование скорости на начальных этапах формирования навыка не будет способствовать формированию навыка, а наоборот, затормозит его. Именно это и происходит у медлительных детей.

Основные сложности медлительных детей начинаются во второй четверти. Увеличивается объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь комплекс трудностей при письме. Какой у ребенка выход? Либо писать красиво в соответствии с требованиями каллиграфии, но медленно, либо писать быстро, как необходимо учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда от чрезмерного напряжения  в тетради появятся дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы, различные по высоте и ширине, будут смотреть в разные стороны.  Дальше – хуже. Ребенок не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками, а в школе и дома считают, что ребенок ленится, не хочет, не старается.

 

 

 

Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение. И даже не столько чтение само по себе, сколько «чтение на скорость». Темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже «нормативных» и ничего страшного в этом нет.  Родители очень переживают неудачи ребенка, заставляют читать больше, быстрее, «на время», сердятся, если не получается, нередко доводят ребенка до слез, до протеста, отказа читать. Подобные занятия «на нервах» не проходят бесследно, тем более что родительское рвение удовлетворяется по вечерам, когда ребенок уже устал (а усталость еще больше замедляет темп деятельности), не может собраться, сконцентрировать свое внимание.

Подобных примеров можно привести немало, и почти все они свидетельствуют о невнимании к ребенку, к его состоянию, не соблюдению режима дня и отдыха.

Успешность работы медлительного ребенка во многом зависит от совместной помощи учителя и родителей, их согласованной тактики, соразмерности требований и возможностей ребенка.

Как правило, что у медлительного ребенка резко падает работоспособность, им трудно быстро переключиться, они многое не успевают услышать, понять, запомнить на уроке, значит, родители должны знать, какая помощь от них требуется, что нужно повторить, что объяснить еще раз и как это сделать. Совместная помощь и согласованная тактика позволят снять причину конфликтов, взаимного недовольства и упреков.

И учителей, и родителей интересует вопрос, можно ли увеличить подвижность нервных процессов, помогает ли тренировка медлительным детям.

Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук (пусть медленно, но тренируется, работая с мозаикой и конструктором, лепит, рисует, вяжет, плетет макраме и др.). И необходимы тренировки ежедневные по 10-15 минут.

 Основные правила:

·         Не спешить, не торопить, не подгонять ребенка

·         Не работать «на время»

Любая спешка, а тем более заранее ограничение времени, могут затормозить действия, замедлить работу и, кроме того, создадут отрицательный эмоциональный фон боязни «не успеть». Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, ведь предложением «Делай сам!» вы даете толчок страху сделать неправильно.  Научите ребенка работать самостоятельно постепенно. Выполняйте задания совместно, сначала разберите все, убедитесь, что ребенку все понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.

Медлительным детям с трудностями обучения необходим размеренный и четкий режим дня.

Упражнения для тренировки (можно выполнять и дома, и в школе)

1.      Ходьба-бег-ходьба медленная.

2.      Хлопки ладонями медленно – быстро - медленно.

3.      Бег пальчиками (большим и указательным).

4.       Можно попрыгать через прыгалку, меняя темп.

5.      Можно стучать по столу всеми пальцами или только одним.

6.      Можно чертить палочки и ставить точки. Для этого используется лист бумаги в клетку.

7.      Можно раскладывать домино и карточки, самому себе диктуя темп «1,2,3, …»  и меняя его.

8.      Можно строить башню из кубиков, также диктуя себе темп и меняя его.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как можно сгладить отрицательные последствия школьных трудностей?

·         Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку, мы должны принимать и любить его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче в школе.

·         Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

·         Ваша главная помощь – сохранять душевное равновесие, воспитывать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять чувство напряжения и вины за свои неудачи, снять стресс, как в школе, так и при приготовлении уроков дома. И помните, что ребенок нуждается в вашей постоянной помощи.

Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы «Нет никаких сил», «Все нервы вымотал», и др., при этом все родители жалеют себя  и никто – ребенка.

 Что же делать, если ваша тактика исправления школьных трудностей была неверной и в школе не очень учитывали особенности ребенка? Что делать, если все это привело к тем или иным невротическим расстройствам?

1.      Попробуйте изменить свою тактику и попросите о том же учителя. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

2.      По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

3.      Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с 3 до 5 часов дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

4.      Контролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание двигательную активность.

5.      Помните, вашему ребенку нужно время на «раскачку». При этом вы сами должны быть достаточно организованы, иначе успеха не будет.

6.       Важно быть спокойным и доброжелательным к ребенку. Можно по-доброму пошутить над «копушей». Можно подчеркнуть это качество у себя и пусть ребенок посмеется вместе с вами. Необходимо сделать все, чтобы осознавая свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность.

Рекомендовано к прочтению

Кого волнует психическое здоровье ребенка необходимо выполнять упражнения аутогенной тренировки, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн. Ее книга «Страхи здоровых детей» (М., Знание, 1982)

Дата последнего обновления страницы 18.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»